Асфальтобетоном называется прочный строительный материал, используемый при обустройстве дорог, площадок и тротуаров. Он приобретает свои свойства в результате уплотнения и остывания на месте укладки специально подобранной асфальтобетонной смеси из минеральных наполнителей с нефтяными дорожными битумами.
Подобный тип дорожного покрытия начал применяться с середины XIX века в США и Европе. В следующем столетии он получил повсеместное распространение. История асфальтирования в России ведется с 1873 года, когда был открыт небольшой завод в Сызрани. В 1876 году асфальтобетонным покрытием начали обустраивать участки московских улиц.
Преимуществом асфальтобетона является быстрое затвердение, позволяющее практически сразу после укладки и уплотнения использовать его по прямому назначению под высокими нагрузками. Асфальт имеет гладкую поверхность, но не скользит, обеспечивая надежность контакта с подошвой или колесом. На нем хорошо держится дорожная разметка. Его легко можно мыть и чистить. Дорожное покрытие из асфальтобетона долговечно и ремонтируется без особых проблем.
Приготовление асфальтобетонной смеси происходит смешением при высокой температуре специально подобранных фракций щебня, гравия и песка с дорожными битумами различных марок. По величине максимального размера зерен различают крупнозернистые, мелкозернистые и песчаные смеси. Для улучшения контакта органических и неорганических компонентов применяются растворы поверхностно-активных веществ. Увеличение стойкости к появлению трещин, сдвигов и других видов деформации достигается введение модифицирующих добавок.
В зависимости от способа приготовления и используемых битумов асфальтобетонные смеси укладываются при различной температуре. Холодный асфальтобетон кладется при 50 С и выше. Для горячих смесей требуется не менее 1200 С. По наличию пустот внутри материала асфальтобетоны подразделяются на плотные, пористые и высокопористые.
Нормативная документация на асфальтобетонные смеси регламентирует такие их основные качества, как гранулометрический состав, доля битума в смеси, пористость, водонабухание, коэффициент водостойкости и слеживаемость. Правильно приготовленный асфальтобетон характеризуется равномерностью распределения компонентов в смеси, надежным сцеплением и отсутствием трещин.
ГОСТ допускает вторичное использование асфальтобетона. Фрезеровальные машины снимают верхний слой ремонтируемой дороги. Полученная крошка направляется на асфальтосмесительную установку, где старое покрытие после тщательного дробления добавляется в свежеприготовленные смеси, приводя к существенной экономии ресурсов без ухудшения качества полученного покрытия.
Современные технологии позволяют производить горячую регенерацию асфальтобетона непосредственно на дороге, что приводит к замкнутому производственному циклу и экономии на транспорте.
В настоящее время не найдена альтернатива применению асфальта при строительстве автомобильных дорог, поэтому усилия ученых и инженеров дорожного строительства направляются на улучшение качества подготовки полотна и подбор материалов, способных продлить срок межремонтной эксплуатации дорожной сети. Появляются и новые марки улучшенного дорожного битума с идеально подобранным набором свойств. Вероятно, асфальтобетон еще долго будет служить человеку.
По материалам: stilnydom.com